СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.Ю. Аронова, к.п.н., Н.В. Пожидаева, учитель-дефектолог (тифлопедагог), 
педагоги МБДОУ №123

Маленький ребенок   всегда  стремится   к  тайне,  любит  загадки.  Если  задуматься  о  причинах влечения ко  всему  неизведанному,  то понимаешь,  что   именно в стремлении  к  разгадке  собственно и заключается  развитие человека,  познаваемая неизвестность призывает  малышей  осваивать  мир. Однако,  с другой  стороны,   он  так  мало  знает и  умеет, поэтому  воспитатели ищут  максимально    удобные для  них  способы  научения, и,  как правило, они  по  своей  сути репродуктивны,  представляют собой повторение  предоставляемого  взрослым  образца.  При  таком  «образцово-показательном»   подходе  образовательный результат,  безусловно,  достигается,  однако  утрачивается привлекательность неизвестности, прекращается воздействие важных  для  ребенка личностных переживаний, из которых  и складывается радость  открытия  мира.
Помочь  воспитателю творчески продуктивно  организовать образовательный  процесс, а  ребенку раскрепоститься, проявить свою  познавательную  инициативу может  специально  организованная  педагогическая среда – сенсорная   комната,  которая  все  чаще  появляется   в  детском саду. Она представляет  собой небольшое закрытое   помещение, где  всегда  царит  полумрак,  окна глубоко  затемнены,  стены    окрашены  в голубой  цвет,  на  полу расстелен пушистый зеленый ковер,  имитирующий  траву. 
Главная  особенность сенсорной  комнаты  –  ее  оборудование, которое  представляет   собой  систему  внешних  стимулов,  которые  воздействуют на   органы зрения, слуха, обоняния,  осязания. Сочетание цвета,  музыки, световых и  тактильных эффектов рождает  комплекс разнообразных ощущений  и оказывает  на  ребенка  огромное психологическое  воздействие,  с одной  стороны позволяя  активизировать  процессы восприятия, мышления,  запоминания, с другой – благодаря  опять же использованию сенсорного  оборудования погрузить его  в состояние  релаксации,  снять напряжение,  расслабиться.
Основополагающий  ресурс сенсорных  комнат,  безусловно,  направлен  на  коррекцию органов восприятия. Благодаря комплексу получаемых  ощущений и возможности манипуляции  с  различными сенсорно-стимулирующими предметами такие комнаты  незаменимы  в работе с  детьми со  зрительными, слуховыми,  двигательными  патологиями.
Но  не  менее  важными остаются психологические  и  образовательные  возможности сенсорной  комнаты.  Организуемый   с  детьми  педагогический  процесс   приобретает  конкретный  психологический настрой: активизирующий или  снимающий  напряжение,  органически  связывая образовательные  и  коррекционные задачи. Мощный  сенсорный  толчок,  направленный  на повышение  уровня  восприятия, одновременно позволяет  пробудить  творческие, исследовательские процессы,  скорректировать  эмоциональный  настрой  ребенка.
Условно в комнате два основных  средовых сюжета  «Морское дно» и «Волшебный лес». «Морское дно» состоит из развешанной  на стене мерцающей сети (светодиодная панель), мобайлов рыб, искусственных водорослей, игрушечных рыб и морских звезд, светового окна с сюжетом  морского  дна, тактильно-световой пузырьковой колонны с рыбами,  зеркального  шара,  рождающего  причудливые  световые  комбинации.
«Волшебный лес» включает в себя световое окно  с изображением деревьев, поляну с мобайлами пчел и насекомых, искусственного дерева, мягких и пластиковых игрушечных животных, искусственных цветов,  световых панно,  имитирующих  звездное  небо, и лабиринт.  На  их  основе организуется   система  занятий, позволяющая  познакомить  детей с  жизнью  животных  и  растений,  осознать  многообразие проявлений  природы, поведение  человека  в  окружающем  мире,  сочинить  сказки и таинственные  истории. Познавательный интерес рождается  в создаваемой  педагогом непредвиденной  ситуации, в  которой  от  ребенка  ждут  вариантов  ее  решения.
«Вы  знаете, как на  свет  появляются птицы? – говорит  воспитатель.  –Сначала  они долго-долго  живут в скорлупе, а потом разбивают ее своим острым клювиком и выбираются наружу. Им открывается большой неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: вода, трава, солнце. Хотите  поиграем  в  птенцов. Сначала мы сядем на корточки и представим, что находимся в скорлупе, затем начнем разбивать скорлупку. Разбили? Вокруг нас  так  много  нового,  интересного.  Потрогаем все предметы вокруг. Что  тут  вокруг на  лесной опушке?».
Воспитатель,  погружая детей  в разнообразный  игровой  сюжет,  с появлением неожиданных  световых и звуковых  воздействий может не  только корректировать  восприятие, но и грамотно  решать  образовательные  задачи, тонко  чувствовать интересы ребенка, потребности  в фазах активного  движения  и  расслабления,  сочетать  малые  групповые  и  индивидуальные  формы  работы   с  дошкольниками.
Занятия  с  детьми  в  сенсорной  комнате проводятся  два  раза  в  неделю продолжительностью 20-30  минут, организуемые в  основном как  сюжетная игра. Важно в  самом  начале  занятия  обеспечить  положительный, познавательно интригующий детей настрой, вовлечь  в  будущее  игровое действие.  Поэтому общение  с  детьми в  начале  занятия  строится  как приглашение  в  сказку,  игру.  Для  этого воспитатель  использует  различные  загадки, упражнения,  тренирующие  сенсорные  рецепторы: «Узнай по голосу», «Узнай по описанию», «У кого такая игрушка», «Узнай по части», «Найди, где скажу», «Найди различия».  При  этом могут  быть  задействованы как световые, цветовые, звуковые раздражители, так  и возможности ароматерапии.
«Скоро мы  попадем в «Волшебную комнату».  Здесь живут сказки. Злая волшебница  заколдовала сказку леса,  и мы  ее сейчас  не  видим. Давайте  ей  поможем,  сейчас  зазвенит  колокольчик,  и мы  окажемся  в   волшебном  лесу» – звучат  звуки просыпающегося  леса,  и в это мгновение дети  входят в комнату,  садясь  на  пушистый  зеленый  ковер.
Задания  детьми не  выполняются по  указаниям педагога, а вместе проживаются  в  игровой  канве  сюжетов,   в которой  они – главные  герои, при  этом познавательная  деятельность органично  сочетается  с минутами  психологической  активизации,   релаксации,  и для  этого есть множество педагогических  приемов. «Какие  звери живут в  лесу?»  – продолжает  воспитатель. И после их многочисленного перечисления опять   новая  загадка: «Звери  встретились  на  полянке,  но говорить, как люди,  как  вы знаете,  они не могут. Что  же  им  делать?». Возможности невербальных  форм  взаимодействия в этом  занятии  реализуются   в  полной  мере: можно  похлопать по  ладошкам,  погладить,  в   конце  концов,  прикоснуться  головой. Давайте  попробуем  так же  поздороваться, предлагает  воспитатель. Такое  упражнение  развивает  эмпатию, раскрепощает, освобождает  от  возникшего  напряжения,  позволяет положительно настроиться на  новое  задание.
Основная  часть занятия,  как правило, проходит  с использованием  сенсорных тренажеров.  К  примеру,  тренажер «Звездная бесконечность» - это световое  панно с загорающимися попеременно  маленькими лампочками-огоньками,  имитирующее звездное  небо. Такой  тренажер  имеет  огромную  ценность в  коррекции  и профилактике  патологий зрительного  восприятия, позволяет расслабиться,   но также он  ценится как познавательный источник. Именно наблюдение за  звездным небом  рождает  вопросы  о  звездах и  воздухе,  о Солнце  и планете Земля...  А  дальше неожиданно звучит  веселая  музыка.  Посмотрите,  говорит воспитатель,   этот  уголок  леса посветлел от солнечного  света,  наступило утро, и  сказка леса ожила, наверное, это  мы  её расколдовали. У  всех  занятий  присутствует  общая  отличительная  характеристика. Построенные  в  единой игровой  сюжетной  линии,  органично  сочетающие  в  себе различные  виды    эмоционального восприятия и  переживания,  организованные по  принципу  контраста деятельности  и  эмоционального  напряжения такие занятия  увлекают детей необычными  эффектами света  и  звука. Но также они важны и в познавательном, коррекционном отношении.  В конечном  счете главный  итоговый  результат – они  воспитывают  маленького человека, любознательного,  активного, имеющего  свою  точку зрения,  смело  совершающего пусть  маленькие,  но  свои  открытия.
В  настоящее  время сенсорная  комната  своего рода «ноу-хау»  в дошкольном  образовании, но  ее многосторонняя педагогическая  и  психологическая эффективность  оставляет для  нее перспективную возможность повсеместного распространения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий