Обучение и воспитание детей с нарушением
зрения направлено на коррекцию и
компенсацию. Как первичного дефекта, так и вторичных отклонений. Успешность решения задач по коррекции
вторичных отклонений зависит от развития зрения и зрительного восприятия, так
как его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и
умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении жизненно
необходимых потребностей.
У детей с нарушением зрения снижены
скорость, точность и полнота восприятия. Отмечается замедленность, грубое искажение,
снижение скорости выполняемых действий, повторений упражнений с ошибками,
появляются необоснованные паузы при
выполнении различных заданий. Кроме того у детей с косоглазием и амблиопией
наблюдается фрагментарность, пропуски деталей техники движений.
В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается узость обзора, нарушение стереоскопии,
смешение формы действия, несформированность
пространственных представлений. В организации
работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
предусматривается применение педагогических
методов, направленных на активизацию глубины пространства, объемности,
способности определить расстояние, протяженность до объекта и т.д.
Особое внимание надо уделять зрительным возможностям глаза, условиям функционирования органа зрения,
которые реализуются в процессе зрительного восприятия: световая чувствительность, диапазон
яркости, цветоразличение, контраст.
Снижение этих качеств при различных
нарушениях зрения вызывает зрительный дискомфорт и затрудняет воспринимать
сенсорные признаки предметов.
Таким
образом, снижение сенсорной информации, сенсорно – перцептивных процессов при
неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей
во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной
ориентировке.
Особая роль в развитии зрительного
восприятия отводится физическому воспитанию.
Восприятие движений происходит при
участии зрительного и
кинестетического анализаторов. С помощью зрения информация о движении объекта
создается при фиксированном взоре и с помощью прослеживающей функции
глаз. Недоразвитие и нарушение зрения (нарушение
остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций) затрудняют
восприятие движения. В связи с этим
возникает необходимость формирования у детей с нарушением зрения приемов и
способов восприятия движений.
В коррекционной педагогике определены
условия для зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к
организации занятий, серии заданий и игровых упражнений на развитие
глазодвигательных функций, формирование пространственных ориентировок и
проявление самостоятельности в зрительно – двигательной сфере.
Для
организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях по
физической культуре и пространственной ориентировке необходимо:
1.
Создать установку на восприятие
(усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или
оборудования, с которым выполняется действие).
2.
Формировать наблюдение наблюдать:
выделять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов на другие.
Выполнять их в определенной последовательности. Систематичность процесса
наблюдения позволяет проследить действия в динамике, видеть его изменения.
Выделять главное и второстепенное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий