Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания.


Обучение и воспитание детей с нарушением зрения  направлено на коррекцию и компенсацию. Как первичного дефекта, так и вторичных отклонений.   Успешность решения задач по коррекции вторичных отклонений  зависит от  развития зрения и зрительного восприятия, так как его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении жизненно необходимых потребностей.
У детей с нарушением зрения снижены скорость, точность и полнота  восприятия.  Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторений упражнений с ошибками, появляются необоснованные паузы  при выполнении различных заданий. Кроме того у детей с косоглазием и амблиопией наблюдается фрагментарность, пропуски деталей техники движений.
В связи с особенностями зрительного  восприятия у детей с нарушением зрения  отмечается узость обзора, нарушение стереоскопии, смешение формы действия,  несформированность пространственных представлений.   В организации работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения предусматривается применение педагогических  методов, направленных на активизацию глубины пространства, объемности, способности определить расстояние, протяженность до объекта и т.д.
Особое внимание надо уделять  зрительным возможностям глаза,  условиям функционирования органа зрения, которые реализуются в процессе зрительного восприятия:  световая чувствительность, диапазон яркости,  цветоразличение, контраст. Снижение этих качеств  при различных нарушениях зрения вызывает зрительный дискомфорт и затрудняет воспринимать сенсорные   признаки предметов.
Таким образом, снижение сенсорной информации, сенсорно – перцептивных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.
Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому воспитанию.   Восприятие движений происходит при  участии зрительного  и кинестетического анализаторов. С помощью зрения информация о движении  объекта   создается при фиксированном взоре и с помощью прослеживающей функции глаз. Недоразвитие и нарушение зрения  (нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций) затрудняют восприятие движения.   В связи с этим возникает необходимость формирования у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений.
      В коррекционной педагогике определены условия для зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к организации занятий, серии заданий и игровых упражнений на развитие глазодвигательных функций, формирование пространственных ориентировок и проявление самостоятельности в зрительно – двигательной сфере.
Для организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре и пространственной ориентировке  необходимо:

1.      Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования, с которым выполняется действие).


2.      Формировать наблюдение наблюдать: выделять наиболее важные моменты в движении, переключать  внимание с одних элементов на другие. Выполнять их в определенной последовательности. Систематичность процесса наблюдения позволяет проследить действия в динамике, видеть его изменения. Выделять главное и второстепенное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий