Профилактика нарушения зрения

В настоящее время характерным является увеличение количества детей,  имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне  одно из центральных мест. Кроме того,  с каждым годом растет количество детей, входящих в группы риска по зрению,  т. е. детей, у которых при появлении даже незначительных  неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.  Но зрение, как правило (кроме травм), у малышей ухудшается незаметно и безболезненно. Что же делать? В каких же случаях надо обратить пристальное внимание на состояние зрения у ребенка?
   Внимательно присматривайтесь к поведению ваших воспитанников:
·        Если, они рассматривая игрушки, подносят их слишком близко к лицу или под определенным углом:
·         Если все время подходит к объекту восприятия, чтобы рассмотреть его, постоянно щурится:
·        Если, рисует,  низко склоняясь над столом;
·        Если, промахивается, пытаясь поставить игрушку на стол;
·        Спотыкается, оступается на бордюрах, ступеньках;
·        В играх и заданиях поискового характера находит игрушку с очень близкого расстояния. Подходит к ней не решительно;
·        На музыкальных и физкультурных занятиях испытывает  затруднения  в выполнении упражнений на равновесие, перепрыгивание, метание в цель;
·        Если жалуется на головную боль при выполнении упражнений с значительной зрительной нагрузкой;
    Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детей дошкольного возраста обуславливает необходимость повышения компетентности педагогов  групп общеразвивающей направленности по вопросам развития и охраны  зрения.
      В работе по охране зрения и профилактике возникновения зрительных нарушений у воспитанников  должен принимать участие весь  коллектив ДОУ. Однако центральным звеном в этой работе  является  непосредственная деятельность педагога.  
 - знание зрительного диагноза и зрительных возможностей ребенка;
- выполнение рекомендаций офтальмологов  по соблюдению зрительного режима, использования оптических средств коррекции;
- контроль за соблюдением светового режима в группе (уровень общего освещения, освещение рабочего места, рациональное сочетание естественного и искусственного освещения);
- контроль за правильной посадкой во время выполнения зрительной работы;
-  профилактика простудных и инфекционных заболеваний;
- профилактика общего и зрительного утомления воспитанников за счет включения в образовательный процесс   специальных физминуток с элементами зрительной гимнастики;
- включение в образовательно – воспитательный  процесс игр способствующих развитию зрительных функций.
  Несложные  упражнения зрительной гимнастики  отлично тренируют глазную мышцу, предотвращая ее спазмы. С ее помощью можно даже улучшить качество зрения: поможет «притормозит» прогрессирующую  близорукость и быстро снять усталость глаз. Сочетание упражнений со стихотворным текстом или игровыми действиями  помогают малышам более качественно выполнять  зрительную гимнастику:
Дождик.
Капля первая упала – кап!
Пальцем показывают траекторию движения сверху вниз, прослеживают глазами движение пальца.
И вторая прибежала  - кап!
То же самое другой рукой.
Мы на небо посмотрели,
Смотрят вверх.
Капельки кап – кап запели.
Закрывают глаза.
Намочились лица, мы их вытирали.
Поглаживают глаза подушечками пальцев.
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
Показывают руками вниз, прослеживая взором.
Плечами дружно поведем
Движение плечами.
И все капели встряхнем.
Встряхивают кистями рук.
От дождя мы убежим.
Пальчики «бегут» по столу, глазами прослеживается их путь.
Под кусточком посидим.
Прикрывают руками голову – «шалашиком».

     Для повышения  остроты зрения проводятся игры по нанизыванию бус, обводка через кальку контурных изображений, выкладывание мозаики. Маленьким детям для обводки даются простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок), детям постарше – сюжетные картинки. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещенный экран. Активно влияют на развитие остроты зрения игры – лабиринты. Дети прослеживают по линиям путь от начала до конца движения.
   Большое воздействие на процесс развития и тренировки зрительных функций   оказывают дидактические игры  для развития сенсорной сфер, сенсорной деятельности, игры на смысловую систематизацию чувственного опыта: «Найди такой же предмет (по цвету,  форме, величине)»,  «Найди различия в картинках», «Подбери одинаковые предметы (по цвету, форме, величине)», «Собери пирамидку», «Составь матрешку».
    Один из вариантов методик  - воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета.
    Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей  зрения, моторики рук, зрительно – моторной координации.
           Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется  на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре, в  дидактических  играх. Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности, протяженности пространства имеются в  подвижных  играх с элементами поиска, бег  по заданному направлению, перешагивание через препятствия, метания в цель способствуют активизации и формированию стереоскопического видения.
     Врачи офтальмологи уверены,  что сохранить нормальное зрение  можно. Но для этого надо заботиться о своих глазах: давать им чаще отдыхать и выполнять зрительную гимнастику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий