В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группы риска по зрению, т. е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Но зрение, как правило (кроме травм), у малышей ухудшается незаметно и безболезненно. Что же делать? В каких же случаях надо обратить пристальное внимание на состояние зрения у ребенка?
Внимательно присматривайтесь к поведению ваших воспитанников:
· Если, они рассматривая игрушки, подносят их слишком близко к лицу или под определенным углом:
· Если все время подходит к объекту восприятия, чтобы рассмотреть его, постоянно щурится:
· Если, рисует, низко склоняясь над столом;
· Если, промахивается, пытаясь поставить игрушку на стол;
· Спотыкается, оступается на бордюрах, ступеньках;
· В играх и заданиях поискового характера находит игрушку с очень близкого расстояния. Подходит к ней не решительно;
· На музыкальных и физкультурных занятиях испытывает затруднения в выполнении упражнений на равновесие, перепрыгивание, метание в цель;
· Если жалуется на головную боль при выполнении упражнений с значительной зрительной нагрузкой;
Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детей дошкольного возраста обуславливает необходимость повышения компетентности педагогов групп общеразвивающей направленности по вопросам развития и охраны зрения.
В работе по охране зрения и профилактике возникновения зрительных нарушений у воспитанников должен принимать участие весь коллектив ДОУ. Однако центральным звеном в этой работе является непосредственная деятельность педагога.
- знание зрительного диагноза и зрительных возможностей ребенка;
- выполнение рекомендаций офтальмологов по соблюдению зрительного режима, использования оптических средств коррекции;
- контроль за соблюдением светового режима в группе (уровень общего освещения, освещение рабочего места, рациональное сочетание естественного и искусственного освещения);
- контроль за правильной посадкой во время выполнения зрительной работы;
- профилактика простудных и инфекционных заболеваний;
- профилактика общего и зрительного утомления воспитанников за счет включения в образовательный процесс специальных физминуток с элементами зрительной гимнастики;
- включение в образовательно – воспитательный процесс игр способствующих развитию зрительных функций.
Несложные упражнения зрительной гимнастики отлично тренируют глазную мышцу, предотвращая ее спазмы. С ее помощью можно даже улучшить качество зрения: поможет «притормозит» прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость глаз. Сочетание упражнений со стихотворным текстом или игровыми действиями помогают малышам более качественно выполнять зрительную гимнастику:
Дождик.
| |
Капля первая упала – кап!
|
Пальцем показывают траекторию движения сверху вниз, прослеживают глазами движение пальца.
|
И вторая прибежала - кап!
|
То же самое другой рукой.
|
Мы на небо посмотрели,
|
Смотрят вверх.
|
Капельки кап – кап запели.
|
Закрывают глаза.
|
Намочились лица, мы их вытирали.
|
Поглаживают глаза подушечками пальцев.
|
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
|
Показывают руками вниз, прослеживая взором.
|
Плечами дружно поведем
|
Движение плечами.
|
И все капели встряхнем.
|
Встряхивают кистями рук.
|
От дождя мы убежим.
|
Пальчики «бегут» по столу, глазами прослеживается их путь.
|
Под кусточком посидим.
|
Прикрывают руками голову – «шалашиком».
|
Для повышения остроты зрения проводятся игры по нанизыванию бус, обводка через кальку контурных изображений, выкладывание мозаики. Маленьким детям для обводки даются простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок), детям постарше – сюжетные картинки. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещенный экран. Активно влияют на развитие остроты зрения игры – лабиринты. Дети прослеживают по линиям путь от начала до конца движения.
Большое воздействие на процесс развития и тренировки зрительных функций оказывают дидактические игры для развития сенсорной сфер, сенсорной деятельности, игры на смысловую систематизацию чувственного опыта: «Найди такой же предмет (по цвету, форме, величине)», «Найди различия в картинках», «Подбери одинаковые предметы (по цвету, форме, величине)», «Собери пирамидку», «Составь матрешку».
Один из вариантов методик - воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета.
Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно – моторной координации.
Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре, в дидактических играх. Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности, протяженности пространства имеются в подвижных играх с элементами поиска, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствия, метания в цель способствуют активизации и формированию стереоскопического видения.
Врачи офтальмологи уверены, что сохранить нормальное зрение можно. Но для этого надо заботиться о своих глазах: давать им чаще отдыхать и выполнять зрительную гимнастику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий