Практика
показывает, что лечение детского косоглазия и амблиопии тем эффективнее, чем
раньше оно начато. По мнению многих врачей, если зрительные заболевания не удалось устранить в дошкольном
детстве, они приобретают стойкий и необратимый характер. Однако применение
традиционных методов аппаратного лечения к детям дошкольного возраста осложнено возрастными особенностями детей, отсутствием желания
выполнять врачебные указания. В условиях специализированной дошкольной
группы, находясь в группе таких же
как он сверстников, ребенок не испытывает особых сложностей с
ношением очков, зрительных корректоров -
окклюзий, выполнением игровых
упражнений, исправляющих зрительное
заболевание.
Знание возрастных
и зрительных особенностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на процессы коррекции зрения, создавать условия для
закрепления результатов восстановительного лечения. Увлечение игрой повышает
способность к произвольности внимания,
обострению наблюдательности, более точному восприятию, осмыслению заданий. Дидактические
упражнения и игровые задания эффективны не
только по отношению
к решению лечебных задач,
но и позволяют выработать у ребенка осознанное и позитивное отношение к
лечению.
Эффективны в организации
лечебно-педагогического процесса
упражнения, направленные на повышение остроты зрения: игры по
нанизыванию, обводке через кальку
контурных изображений, выкладывание из мозаики. Маленьким детям для
обводки даются простые крупные предметы
(шар, мяч, яблоко, флажок), детям постарше – сюжетные картинки. Для детей с
очень низкой остротой зрения можно использовать трафареты, контурные
изображения. Активно влияют на повышение остроты зрения игры-лабиринты.
Содержание таких игр может быть разнообразным,
включать в себя умения и навыки любой образовательной области: «Нади мама детёныша», «С какого дерева лист»,
«Кто в домике живёт» и т. д.
Для выполнения
лечебно-развивающих упражнения в
детском саду и
дома можно порекомендовать следующие
упражнения.
Упражнения «Подбери пару», «Кто ушел?», «Каждую
картинку – на свое место». Цель этих упражнений научить ребенка
соотносить цветное и силуэтное
изображения предметов в объеме предлагаемого картинного материала: К примеру,
изображения слона, машины, петуха,
звезды, елки, грибка, самолета и др. в цветном и силуэтном изображении
можно сопоставить, объединить,
создать коллаж последовательных изображений.
Упражнение
«Отгадай загадку и раскрась отгадку» направлено на уточнение и закрепление
знания детьми предметных изображений. Контурные изображения предметов
разрисовываются цветными карандашами, решения ребенка обсуждаются вместе с педагогом.
Можно сказать,
что все виды лечебно-педагогической деятельности направлены на развитие
зрительного анализатора и зрительного восприятия. Упражнения на выделение формы, цвета, величины и
пространственного положения предметов способствуют коррекции
зрительных функций. Такие дидактические игры, как « «В чем различие в предметах, рисунках», «Подбери
одинаковые предметы», «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей
целое» развивают не только процессы восприятия, но и
являются эффективным средством
активизации конкретно-образного
мышления. В играх, направленных на прослеживание движущихся объектов у детей, развиваются
глазодвигательные функции. Для развития
зрения в этом направлении можно использовать такие игры,
как «Прокати шар», «Попади в цель», «Проследи за движением ленты», «Каждую игрушку в свою коробку».
Родители, имеющие
в своем семейном
игровом арсенале настольные
игры «Футбол», «Бильярд», различные конструкторы, мозаики могут эффективно использовать их для
развития глазомерных функции зрения
ребенка в определении расстояния, удалённости, протяжённости
пространства. Для развития и коррекции
зрения малышу совсем
не обязательно сидеть. Подвижные игры, в
которые включен элемент поиска, метание
в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствия способствуют
активизации и формированию стереоскопического видения.
Взрослые
должны правильно понять свою помогающую роль в развитии, воспитании и лечении малыша.
Каждодневные усилия, затрачиваемые
на выполнение этих
несложных упражнений, могут
оказать значительный вклад в активизацию и развитие зрительных
возможностей детей с амблиопией и косоглазием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий