Лечимся, играя…

Практика показывает, что лечение детского косоглазия и амблиопии тем эффективнее, чем раньше оно начато. По мнению многих врачей, если зрительные  заболевания не удалось устранить в дошкольном детстве, они приобретают стойкий и необратимый характер. Однако применение традиционных методов аппаратного лечения к детям дошкольного возраста осложнено  возрастными особенностями детей, отсутствием  желания  выполнять  врачебные  указания. В условиях специализированной дошкольной группы, находясь в  группе таких  же  как  он сверстников,  ребенок не испытывает особых сложностей с ношением  очков, зрительных  корректоров -  окклюзий,  выполнением  игровых  упражнений,   исправляющих зрительное заболевание.
Знание возрастных и зрительных особенностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на процессы  коррекции зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения. Увлечение игрой повышает способность к произвольности  внимания, обострению наблюдательности, более точному восприятию, осмыслению заданий. Дидактические упражнения и игровые задания эффективны не  только  по  отношению  к   решению лечебных  задач,  но  и  позволяют выработать у  ребенка осознанное и позитивное отношение к лечению.
Эффективны  в организации  лечебно-педагогического  процесса упражнения,  направленные  на повышение остроты зрения: игры по нанизыванию, обводке через кальку  контурных изображений, выкладывание из мозаики. Маленьким детям для обводки даются  простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок), детям постарше – сюжетные картинки. Для детей с очень низкой остротой зрения можно использовать трафареты, контурные изображения. Активно влияют на повышение остроты зрения игры-лабиринты. Содержание таких игр может быть разнообразным,  включать в себя умения и навыки любой образовательной области:  «Нади мама детёныша», «С какого дерева лист», «Кто в домике живёт» и т. д.
Для  выполнения  лечебно-развивающих упражнения  в детском  саду  и  дома  можно  порекомендовать  следующие  упражнения.
Упражнения «Подбери пару», «Кто ушел?», «Каждую картинку – на свое место». Цель этих упражнений научить ребенка соотносить  цветное и силуэтное изображения предметов в объеме предлагаемого картинного материала: К  примеру,  изображения  слона, машины, петуха, звезды, елки, грибка, самолета  и  др. в цветном и силуэтном изображении можно  сопоставить, объединить, создать  коллаж последовательных  изображений.
Упражнение  «Отгадай загадку и раскрась отгадку» направлено на уточнение и закрепление знания детьми предметных изображений. Контурные изображения предметов разрисовываются цветными карандашами, решения ребенка обсуждаются вместе  с педагогом.
Можно  сказать,  что все виды лечебно-педагогической деятельности направлены  на  развитие  зрительного анализатора и зрительного восприятия. Упражнения  на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов способствуют  коррекции  зрительных  функций.  Такие дидактические игры, как « «В чем  различие в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы», «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое»   развивают  не только процессы  восприятия, но  и  являются   эффективным  средством  активизации конкретно-образного  мышления. В играх, направленных на прослеживание движущихся  объектов у детей, развиваются глазодвигательные функции. Для развития  зрения  в этом  направлении  можно использовать такие  игры,  как «Прокати шар», «Попади в цель», «Проследи за движением ленты»,  «Каждую игрушку в свою коробку».
Родители,  имеющие  в  своем  семейном  игровом  арсенале  настольные  игры «Футбол», «Бильярд», различные конструкторы, мозаики могут  эффективно использовать  их для  развития глазомерных функции зрения  ребенка в определении расстояния, удалённости, протяжённости пространства. Для развития и коррекции  зрения  малышу  совсем  не  обязательно  сидеть. Подвижные  игры, в  которые  включен элемент поиска, метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствия способствуют активизации и формированию стереоскопического видения.

Взрослые должны правильно понять свою помогающую роль в развитии, воспитании и лечении малыша. Каждодневные  усилия,  затрачиваемые  на   выполнение  этих  несложных  упражнений,  могут  оказать   значительный  вклад в активизацию и развитие зрительных возможностей детей  с  амблиопией и косоглазием. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий