Охранно – гигиенические мероприятия и принципы их реализации.


        Охрану зрения, как и здоровья ребенка, следует рассматривать в соответствии  с возрастными и психологическими особенностями ребенка.  Они во многом определяются поведенческими  реакциями ребенка, характером взаимодействия с окружающим миром, степенью сознательного отношения к своему здоровью.  Разумная деятельность  взрослого по организации  жизнедеятельности взрослого, созданию  предметно – пространственной среды в соответствии с психологическими особенностями ребенка позволят не только предупредить детский травматизм, но и способствовать адекватному развитию.  Взрослые должны иметь  четкие представления   о неблагоприятных факторах, которые могут неблагоприятно повлиять на ход развития зрительного анализатора.  Недооценка взрослым  самостоятельности и  активности ребенка или завышение требований к психофизическим возможностям ребенка часто способствует возникновению неблагоприятных для зрения и его развития факторов.
    Рассмотрим возможные  неблагоприятные факторы для развития зрения в каждом возрастном  периоде жизни.
1.                На первом году жизни  ребенок достигает больших успехов в развитии движений: он научится садиться, ползать, принимать вертикальное положение, ходить.  Он становится способным повторить  движения взрослого, видит связанное с этим движением  изменение окружающей среды.  На первом году жизни ребенка интенсивно  развивается зрительный анализатор и происходит формирование акта видения.  Малыш тянется и пытается достать яркий, интересующий его предмет. 
Эти возрастные особенности  определяют травмоопасность  этого периода жизни:  так как из -  за неустойчивости ребенок часто падает,  ударяется головой.  Сильный ушиб головой  может осложнить  становление видения. Не имея достаточного запаса знаний о предметах быта, ребенок, повторяя действия взрослых с предметами, также может получить травму глаза (ушиб, химический или термический ожог).  Недостаточная или неравномерная освещенность  большого пространства,  подвешивание погремушек на близком расстоянии от глаз, нарушение двигательного режима так же являются неблагоприятными факторами для развития зрения.
Роль взрослого: подбор игрушек для малыша, организация предметно – пространственного места для бодрствования, показ ему способа действия с предметами окружающего.
Профилактика: Для успешного развития зрительного восприятия и развития зрительных функций детям следует предлагать разнообразные по форме, окраске, размеру игрушки.  Актуальны для малыша и игры с мячом,  шарами: игры с катанием, бросанием, вкладыванием, выниманием.  Важно - помогать малышу рассматривать картинки, организуя его восприятие: обращать внимание (показывать) на изображения отдельных предметов или их деталей, называя их точным словом. Такая деятельность будет способствовать  успешному развитию зрения, является профилактическим  средством улучшения зрения в последующие возрастные периоды.
2.                 Следующий возрастной период – раннее детство (1 -3 года). В этот период ребенок активен в познании предметов и действий с ними. Он еще не умеет длительно сосредотачивать взор на одном предмете, осуществлять целенаправленные рассматривание   и знакомство предметами только на основе зрения.
Неблагоприятные факторы: неполноценное питание, нарушение двигательного режима, частые болезни могут отрицательно  сказываться  на  физическом развитии  мышечной системы  глаз.
  - Если взрослые  проводят занятия статического характера, то у малыша  к трем годам из – за  частого и длительного мышечного  напряжения  глаз может возникнуть  снижение  их аккомадационной  способности  ( способность глаза  самонастраиваться на четкое видение).
 - Плохой санитарно – гигиенический уход  за ребенком способствует возникновению воспалительных процессов, коньюктивитов, что так же может сказаться на благоприятном развитии зрения.
- Травмы, связанные с потребностью ребенка подражать действиям взрослого: не контролируемые действия со спреями приводят к химическому ожогу, с  ножницами  - к проникающему ранению.
- Выполнение физических упражнений без должной страховки взрослого: раскачивание на качелях, канатах, с горки, занятия на турниках. Слаборазвитая  мышечная система, плохая координация  движений приводит к падениям, ушибам, в том числе и головы.

3. Младший дошкольный возраст - от 3 до 5.  Ребенок все больше познает мир с опорой на зрение.
Неблагоприятные факторы:
-отсутствие  или частое нарушение режима , что приводит к  сбою различных систем организма, в первую  очередь нервной системы.
- частые ОРВИ и ОРЗ , воспалительные процессы в носоглотке.
- недостаточное по интенсивности освещение большого и малого пространства, в котором ребенок активно действует.
- преобладание в режиме дня занятий статического плана  или чрезмерных физических нагрузок (занятия в спортивных секциях).
-неумелые действия с предметами: режущими и горячими предметами, химикатами.
4. Старший дошкольный возраст – 5 -7 лет.  Зрение играет  повышенную роль в жизнедеятельности ребенка: под контролем зрения ребенок выполняет многие тонкие  и точные действия руками, продолжительно выполняют графические работы (раскрашивают, работают в тетрадях – прописях), активно овладевают процессом чтения, много времени проводят за просмотром телепередач.
    Все перечисленные факторы  не благоприятны для развития зрительной системы.
К  ним добавляется  новые причины:
-несоблюдение взрослыми режима зрительных нагрузок ребенка, нарушение осанки в процессе статических  занятий, плохое освещение рабочего места.
- несоответствие печатного материала гигиеническим требованиям: мелкий размер шрифта, плохая  котрастность, чрезмерно сложная конфигурация рисунка, обилие мелких деталей. Избыточное напряжение глаз в этот период может привести не только к снижению остроты зрения, но и развитию косоглазия.
-Травмоопасный фактор: детская любознательность к разным веществам, жидкостям, попыткам открывать  или действовать с емкостями, в которых они хранятся.
 5.Младший  школьник -  зрительная система, продолжая развиваться испытывает значительные нагрузки.
Неблагоприятные факторы:
- ребенок овладевает процессом письма, чтения и другими навыками учебной деятельности. Чрезмерная, неоправданная требовательность взрослых к продолжительной   и напряженной деятельности такого рода, особенно во второй половине дня.  В группу риска входят дети внешкольные занятия которых статичны.
- плохая освещенность  рабочего мета.
-  не соблюдение техники безопасности при работе с различными предметами.
     Для профилактики   зрительных расстройств важно не только соблюдать санитарно – гигиенические условия, но формировать сознательное отношение к охране своего зрения.
  6. Старший школьник  – процесс развития зрительного анализатора  закончен.
 К вышеизложенным  факторам  добавляются  новые.
Неблагоприятные факторы:
-переутомление в процессе напряженной деятельности разного характера в неблагоприятных условиях.  Поэтому привычка чтения в транспорте, лежа, увлечение занятиями на компьютере в сочетании с нарушением режима могут привести к ослаблению зрения.
-  при повышенной нервной возбудимости может возникнуть спазм аккомадации,  что приводит к близорукости.
-употребление алкогольных напитков, приводит к  общей  интоксикации, к поражению зрительного нерва и быстрому снижению остроты зрения.
-  дети пытаются доказать свое физическое превосходство:  усиленная нагрузка на всевозможных тренажерах или драки.
- влечение к взрывчатым устройствам.
Офтальмолого - гигиенические требования:
- Соблюдение  санитарно  - гигиенических норм освещения   помещения.
-Организация зрительной работы и соблюдение режима зрительных нагрузок.
- Соблюдение двигательного режима.
 - Соблюдение физических нагрузок.
- Воспитание сознательного отношения  у детей в вопросах охраны зрения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий